Главная » Статьи » Популярное |
КинотеатрыДжавононАдрес: проспект Рудаки, 112. Ориентир: напротив Пед. Университета им. С. Айни. ФотографииРецензия Афиши-ньюсКинотеатр Молодежный - это новый современный кинотеатр,отвечающий самым последним требованиям кинопоказа. Кинотеатр Джавонон 3D стал первым кинотеатром этого формата в городе Душанбе. Кинотеатр открылся 5 октября 2010 года и стал одним из лучших и популярных таджикских развлекательных мест в городе. Как добраться? Соприкосновение Душанбе с чудом 20 столетия – кинематографом было многогранным и многоаспектным. Душанбе стал городом, где родилось известное теперь всему миру са-мобытное таджикское кино. В 30-х гг. в Душанбе образовались республиканская и город-ская организации по делам кинематографии Таджиккино (киносеть и кинопрокат), ки-ностудия Таджикфильм , Таджиккинотехника , 13 кинотеатров. Первый кинотеатр в столице появился в 1927. Кинотеатр был частным. Первый фильм, который смотрели жители столицы был Нибелунг Фритса Ланга (произ-во 1924). Этот кинотеатр просуществовал всего полгода. По утверждению другого исследователя Л. Казаковой, в Душанбе первый кинотеатр стал функционировать в 1928. Имеется в виду летний кинотеатр Красная звезда , кото-рый находился в центре столицы и действовал до начала 90-х гг. прошлого столетия. Кино на жителей Душанбе в те далекие 20- 30 гг. прошлого столетия оказало поистине огромно влияние. Оно осветило сознание народа, находившегося во власти средневеко-вого уклада жизни и ее ценностей, стало лесницей для перехода от одной цивилизации к другой. Первые десятилетия становления национальной кинематографии по Таджикистану в целом, и в его столице в частности, происходило трудно. В тот период Таджикистан и его столица представляли собой одну из самых отсталых окраин Бухарского эмирата. Отго-роженность края от мира труднопроходимым горным ландшафтом, отсутствие магист-ральных путей, наличие комплекса экономических трудностей, отсутствие национальных кадров – все это накладывало отпечаток на темпы роста новой жизни и на становление национальной кинематографии. Однако, благодаря мероприятиям, осуществленным в хо-де культурной революции, вскоре после образования молодой республики и превращения ее столицы из невзрачного кишлака в быстрорастущий город, сформировалась и нацио-нальная кинематография. Появилась сеть кинотеатров, весьма популярными стали кино-передвижки, выросли местные кадры, образовалась профессиональная киностудия ( Тад-жиккино , 1930). Студия, как и другие важнейшие правительственные учреждения, рас-положилась в одной из глинобитных кибиток в центре Душанбе. Несмотря на свою политизированность, таджикское кино постепенно превращалось в составную часть духовной культуры народа, в созидании которого принимали участие, наряду с самими кинематографистами, деятели литры, театра, изобразит. иск-ва, музыки. Первое время не хватало нац. кадров. И в качестве поддержки в Душанбе прибыли Ко-мил Ярматов, работавший в те годы на ташкентской киностудии, Гуломризо Бахор и мно-гие др. специалисты из Бухары, Самарканда, Худжанда, Бадахшана, близлежащих городов и районов. История таджикского кино тесно связана с именем Комила Ярматова. Ярматов стал первым нац. режиссером, который поднял уровнь таджикского кино. Начало 30-х гг. ознаменовано зарождением игрового кино. В эти годы на душанбинской киностудии были созданы такие немые игровые фильмы, как: Почетное право (реж. К. Ярматов, 1932), Когда умирают эмиры (реж. Л. Печерина, 1932) Эмигрант (реж. К. Ярматов, 1934), Живой бог (реж. М. Вернер, 1935). Этим игровым фильмам были при-сущи агитационность, политический пафос, прямолинейность, схематизм, полярная оцен-ка и трактовка образов героев и событий, антирелигиозная направленность. При всей своей примитивности, прямолинейности, схематизме в создании характеров, фильм Эмигрант сумел воссоздать некоторые черты реальной жизни таджиков того пе-риода. Эмигрант подвел кинематографистов Таджикистана к осмыслению огромного потенциала игрового кино. Фильм продемонстрировал, что киноискусство может быть национальным не только по форме, но и по содержанию. Эмигрант проложил путь к разработке темы, которая стала одной из главных в 60 – 80-х гг. 20-го столетия. Историю становления подлинного нац. кино следует начать именно с того момента, ко-гда стали появляться первые нац. фильмы, созданные носителями этой нац. культуры – К. Ярматовым (реж. сценаристом и актером), С. Туйбаевой (первой киноактрисой), Г. Бахор (реж. документальных фильмов, комп. деятелем театра), М. Рахими (сценаристом), Р. Курбановым, Р. Пирмухаммадовым, Д. Саидовым (актерами), К. Олимовым (реж. дубля-жа) и многих др. Другой фильм К. Ярматова – Друзья встречаются вновь (1939) – явился также этап-ным для таджикского кино – он был одним из первых звуковых. В становлении нац. киноискусства огромную роль сыграл Гуломризо Бахор. Он был мастером тетрального иск-ва, хорошим, тонким писателем, замечательным музыкантом. Такие популярные песни, как Гар намедони, бидон ( Если не знаешь, то знай ), Ранджида ёрам ( Рассердившаяся моя подруга ), Ёри мастчохи ( Милая из Мастчо-ха ), сочинены этим одаренным человеком. Его деятельность в кино ознаменована тем, что в документальных фильмах, таких как Душанбе – Сталинабад (1936), Один день в колхозе (1937), Инженеры человеческих душ (1937), впервые прозвучала таджикская речь и нац. мелодия. В своем дебютном документальном фильме Душанбе – Сталина-бад Г. Бахор в образной форме попытался показать преобразование кишлака Душанбе в город-столицу, сопоставляя старое, отжившее с новым. В другом документальном фильме Инженеры человеческих душ Бахор впервые запечатлел на кинопленке облик дорогих нам людей – устода Садриддина Айни и Абулкасыма Лахути. В те годы снималось много документальных фильмов. За всю историю таджикского ки-но снято огромное количество как документальных, так и игровых фильмов о Душанбе или о событиях и историях, которые происходили в Душанбе. Так, снятый в 1939 фильм Наш город (сценарий и монтаж Е. Акубжанова, Н. Зелеран-ского операторы Б. Синеоков, В. Шевченко, В. Бурцев) рассказывал о столице республи-ки. В нем была сделана попытка соединения двух методов съемок – метода наблюдения с применением репортажей. Фильм рассказывал о достижениях столицы в 1939. Просмат-ривая этот фильм, мы видим, как по большим центральным дорогам Душанбе мчатся ав-томобили, люди в магазинах приобретают все необходимое для жизни, в б-цах идут опе-рации. Все кадры выстраивались таким образом, чтобы показать верность политики Сове-тов идеям развития общества и поднятия уровня благосостояния народа. Сегодня эти кад-ры нам дороги потому, что в них дыхание тех лет, в них узнаваемые силуэты нашего го-рода. Одаренный оператор И. Барамыков участвовал в создании многих документальных и игровых фильмов. В силу недостаточности нац. кадров, отсутствия сценариев на материале жизни таджи-ков, отсутствия необходимого кинооборудования, Правительством Республики в 1940 бы-ло принято решение временно приостановить производство игровых фильмов. Сталина-бадская студия впредь должна была производить только хроникальные и документальные фильмы. И этому решению волей истории суждено было продлиться до конца 50-х гг. (ис-ключение составляют лишь такие фильмы, как Сын Таджикистана – 1942 и Таджик-ский киноконцерт – 1943, которые были созданы совместно с Союздетфильмом , эва-куированным в годы Великой Отечественной войны в Сталинабад). В тот период спасательным кругом оказалось создание дубляжного цеха, который воз-главил тонкий знаток своего дела, энтузиаст К. Олими. Он, привлекая к дубляжу таджик-ских писателей и актеров таджикских театров, подготовил почву для восстановления на-циональных игровых фильмов. В Сталинабад в годы войны эвакуировалась московская киностудия Союздетфильм . Вместе с ней прибыли известные российские кинематографисты, которые организовали курсы повышения квалификации как для технических работников, так и для творческого персонала. Это в последствии сыграло позитивную роль и для создания качественных до-кументальных фильмов, и для востановления производства игровых кинокартин Сталина-бадской киностудии. Из документальных фильмов послевоенного периода можно отметить Таджикистан (реж. Б. Кимягаров, Л. Степанова бронзовая медаль и Почетная грамота на VII Венециан-ском Международном кинофестивале, 1946), Садриддин Айни (реж. Б. Кимягаров, 1949). Начиная со второй половины 50-х гг. на таджикской киностудии ежегодно производи-лось по 3–4 игровых фильма на разные темы и жанры: Мой друг Наврузов (реж. Ш. Киямов и Н. Литус, 1957) – остросоциальная современная драма, прославляющая совре-менные взгляды и нормы управления хозяйством, прогрессивного героя с высокими нрав-ственными принципами, с обостренным чувством ответственности перед обществом. Этой же теме посвящены такие фильмы, как: Высокая должность (реж. Б. Кимягаров, 1958), Огонек в горах (реж. Б. Долинов, 1958) музыкальная драма Я встретил девуш-ку (реж. Р. Перельштейн, 1957), Сыну пора жениться (реж. Т. Сабиров, 1959), Зум-рад (реж. А. Рахимов, А. Давидсон, 1962). Историко-революционная тема была пред-ставлена в двухсерийном фильме Человек меняет кожу (реж. Р. Перельштейн, 1959). Были также сняты: детектив Операция Кобра (реж. Д. Васильев, 1960), фильм-балет Лейли и Меджнун (реж. Т. Березанцева, Г. Валамат-заде, 1960), комедия Насреддин в Ходженте (сценарист и реж. А. Бекназаров, 1959) на тему древней истории – Судьба поэта (реж. Б. Кимягаров, Гран При Международного кинофестиваля в Каире, 1959), Знамя кузнеца (реж. Б. Кимягаров по мотивам Шахнаме Фирдоуси, 1961). Ряд выше-названных фильмов определил в дальнейшем направление поиска таджикского кино в об-ласти жанра, темы, художественных средств выражения и т.д. В соответствии со сценарным замыслом, Душанбе в этих фильмах то становился ней-тральным молчаливым фоном для разворачивающихся историй, то активным, живо реаги-рующимся на те или иные события. Так, в фильме Высокая должность город предстает пассивным фоном. В муз. кинокомедии Я встретил девушку , наряду со знакомыми ули-цами и зданиями, более активно предстают перед зрителем горожане, которых весьма ко-лоритно играют актеры. В фильме по ходу сюжета остроумно подвергаются критике не-достатки города и облик его обитателей, которые живут устаревшими мерками. Сам го-род, со своими многолюдными улицами, парками, Комсомольским озером (ныне Кули джавонон ), предстает в фильме игривым, жизнерадостным, праздничным, наполненым молодым задором, оптимистичным. Такая попытка создания портрета города наблюдается и в др. последующих кинофиль-мах киностудии Таджикфильм . Так, в фильме Зумрад , благодаря оператору фильма А. Панасюку, улицы и проспекты, жители и здания города становятся созвучны общему настроению картины и героини фильма. Из документальных фильмов 60 – 70-х гг. посвященных непосредственно г. Душанбе, можно отметить следующее. Мой город (сценарий А. Хасанова, А. Вишневского, реж. и оператор Г. Никитин). Фильм показывает гармоничное сочетании восточного стиля и со-временной архитектуры – плоды работ талантливых зодчих в Душанбе. Фильм Таджики-стан - 64 (реж. Н. Сагуров) рассказывает об открытии в Душанбе ВДНХ. Документаль-ные ленты Душанбе (1971), Ритмы Душанбе (1972), Душанбе – столица (1978) по-вествуют о росте и облагораживании города. Фильм Е. Кузина Город, который помню и люблю демонстрирует процесс преображения Душанбе из деревни в город. В числе игровых фильмов, в которых Душанбе предстает фоном для сюжетов этих ки-нолент, можно назвать такие музыкально-комедийные работы реж. М. Махмудова, как Маленькие истории о детях, которые (1962, совместно с А. Хамроевым), 1002-я ночь (1965), Белый рояль (1969). Фильм Осада (авторы сценария Х. Назаров, Д. Бул-гаков, реж. М. Арипов, оператор В. Мирзаянц, худ. Л. Шпонько, комп. Г. Александров) посвящен одному из героических эпизодов гражданской войны в Таджикистане – обороне форта Душанбе. В таджикское кино 80 – 90-х гг. пришло новое поколение, которое принесло с собой но-вые ценности, новое видение, новые темы. Эта волна привнесла в таджикское кино плю-рализм, свободомыслие, высокий профессионализм, игнорирование политической конъ-юнктуры, социальную заостренность, разнообразие жанров, глубинные разработки тем. Их демонстрируют своими работами такие кинематографисты, как Майрам Юсуфова, Пу-лод Ахматов, Сайф Рахимзод, Гулбахор Мирзоева, Сафар Хакдодов, Толиб Хомидов, Дж. Мансуров и многие др. Наряду с созданными в этот период фильмами – Душанбе – ключи от города (1981), Мой славный город (1985), Душанбе: сегодня и завтра (1987), Как живешь, Душан-бе? (1990), – стали появляться фильмы, в которых отсутствовала прежняя лакирован-ность, панигиризм, ложный пафос. Один из серьезных починов в этом направлении сделал Д. Худоназаров фильмами Рождение (в двух фильмах, 1984) и Устод (тоже в двух фильмах, 1988), где шаг за шагом, эпизод за эпизодом, по крупицам собирая достоверные документы, слушая интервью очевидцев и участниками реальных исторических событий, через судьбы конкретных героев воссоздает трудную судьбу Таджикистана 20 – 30-х гг. и нашей столицы. Серьезность и ответственность автора перед правдой истории способст-вовали тому, что фильмы подобного рода стали способом самопознания народа через соб-ственную историю. В духе этого сделаны впоследствии картины Мотив (1987) и Ве-рую (1988 - реж. М. Юсупова), Сталинабад 1937 года (реж. Г. Артыков, 1989), Гози Ниёз (реж.О. Шарипов, 1992) и многие др. Большая часть фильмов была обращена к теме современности. Складывалось впечатле-ние, что авторы пытались увидеть или предугадать будущую судьбу своего города, а стало быть, и свою судьбу. Именно в этих фильмах появились тревожные ноты среди ных: Взгляд (реж. В. Ахадов, С. Курбанов, 1988), документальные фильмы Из первых рук (реж. П. Ахматов, 1987), Лицо (М. Юсупова, 1989), Двое (Г. Мирзоева, 1989), И та-кова жизнь (О. Хамидов, 1989), Рана (П. Ахматов, 1990), Прошу не сообщать (Х. Хасанова, 1988). До февральских событий 1990 наша история была полна оптимизма, любви и доверия друг к другу. Послефевральская – полна растерянности, отчуждения, неверия в завтраш-ний день. Об этом свидетельствуют фильмы той поры Меняю Душанбе (Г. Артыков, 1990), Дни ущербной луны (реж. Ё. Аралев, В. Максименков, 1991), Черно-белое (С. Солиев, 1990), Чархофалак (С. Солехов, 1992). Такое настроение чувствуется и в ряде игровых лент, особенно в фильме дебютанта С. Хакдодова Сон наяву (1990), где в од-ной из сцен февральские события представляются как некий кошмарный сон. О событиях февраля 1990 повествует и швейцарский фильм Таджикский буфет (реж. Эрик Строндал, Кнут Экстрон, 1993). Война значительно ограничила деятельность кинематографистов. Киностудия Тад-жикфильм , которая была монополистом в деле производства фильмов, практически пе-рестала производить фильмы. Именно в этот период стала заметна деятельность негосу-дарственных студий. В тот период созданы такие фильмы, как: Хоки ватан (1994), Де-ти войны (1995) О. Шарипова ( Таджикфильм ), Душанбе – город хлебный (1994) С. Хакдодова ( Таджикфильм ), Присутствие (1995) Т. Хамидова (киностудия Синамо ), Возвращение (1999) Ф. Абдуллаева (киностудия Хаома ). Много фильмов создано на-шими соотечественниками, находящимися за пределами республики. Это Кош ба кош (1994) и Лунный папа (1999) Бахтиёра Худойназарова (кинокомпания Высь , Герма-ния), Командировка (1997) и Мардикор (2002) Майрам Юсуповой (кинокомпания Навигатор , Россия), Возвращение в Душанбе (1998) Гулбахор Мирзоевой (авторский фильм, Франция). Отрадно, что всемирно известный иранский режиссер Мухсин Махмал-боф, при участии киностудии Таджикфильм , в 1997 году создал игровой фильм под на-званием Сукут ( Молчание ), в котором Душанбе предстает ярким и красивым горо-дом. В послевоенном городе стали проводиться регулярные дни и смотры иностранных фильмов. Возрожден небольшой кинотеатр, который оснащен современной технологией кинопоказа ( Айём ). Снимаются фильмы в формате видео. В их числе можно назвать та-кие фильмы, как: Дигаргуна ( Преображение , реж. Г. Дзалаев, 2002), Арусак (реж. Р. Атоева). В Дигаргуна речь идет о предстоящем фестивале иск-ва таджиков под назва-нием Аржанг , который проводит швейцарская организация сотрудничества с Таджики-станом. Документальный фильм Арусак представляет собой наблюдения автора за образом жизни современных девочек, девушек и женщин-таджичек, которые в трудное для них самих, для их семей и для общества время находят в себе силу отстаивать свое человече-ское достоинство, размышлять о жизни, о женской доле, о любви. Заслуживает внимания деятельность ООО Киносервис , где собралась небольшая группа кинематографистов-энтузиастов и создан Кинокласс, в котором студенты вузов столицы в свободное от занятий время обучаются основам кино-видеоискусства. За пери-од своего существования, с 1999 по настоящее время, им подготовлена группа специали-стов, которые способны осуществлять все этапы производства видеофильма от замысла до тиражирования. Продукция Кинокласса – док. фильмы По ту сторону (О. Макаров о трудной судьбе обитателей душанбинской спецшколы), Дорога – жизнь (А. Примкулов о герое, жизненное кредо которого – путешествие), игровые фильмы Ангел мой (Д. Бе-кетов о трудной судьбе молодого человека), Над пропастью (Н. Хидирова по мотивам произведения Киссенджера), – была представлена для участия на III Международном ки-нофестивале молодых режиссеров и киношкол стран Центральной Азии Смотри по-новому в г. Алма-Аты (2001). Некоторые работы были приглашены также на 11 Между-народный кинофестиваль в Коттбус (2001). Источники: http://www.afisha-news.tj/cinemas/view/515/, http://www.dushanbe.tj/ru/social/cinema/ | |
Просмотров: 1751 | |
Всего комментариев: 0 | |