MENU
Главная » Статьи » Справочник

Все Празник В Душанбе
все празник в душанбе

Международный день Навруз

Навруз, или персидский Новый год — один из древнейших праздников в истории человечества, который отмечается во многих мусульманских странах Кавказа, Средней и Малой Азии, в Иране, Афганистане, западных провинциях Китая, а также среди башкир и татар в центральной России.

Историки определяют его возраст более чем в три тысячи лет. родина этого праздника — Хорасан (историческая область Центральной Азии). Празднование Навруза распространено у мусульманских народов, вместе с тем это не религиозный исламский праздник, а скорее народный.

В переводе с фарси Навруз означает новый день — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, которое приходится на момент пересечения Солнцем небесного экватора при переходе из южного полушария в северное, то есть на весеннее равноденствие или астрономическое начало весны.

Названия праздника могут различаться в разных странах — Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз и др.

Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (варианты написания – Заратустра, Зороастр, Зардушт). В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III-VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал: В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь .

По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье , мифический царь Тахмурас отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей , а Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна , т.е. зороастризм (религия Древней Персии до появления ислама), и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.

Старейший источник. где упомянуто празднование Навруза, — это священная книга зороастризма Авеста . Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась в шести видах (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

После распространения ислама в Иране и Средней Азии Навруз был запрещен, но, несмотря на преследования, широко отмечался в народе, особенно популярны были его обряды, связанные с практикой земледельцев, например, обряд первой борозды — начало весеннего сева.

В Средние века мусульманское духовенство, не сумев искоренить этот народный языческий праздник, внесло в него некоторые исламские компоненты.

В сентябре 2009 года Навруз был включен в репрезентативный Cписок нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а 23 февраля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза . Резолюция ГА ООН о Международном дне Навруза была принята по инициативе Азербайджана, Албании, Афганистана, бывшей югославской Республики Македонии, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Турции.

В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а День весеннего равноденствия — выходным днем.

В древности время наступления Навруза определялось астрологами. Сейчас их сменили астрономы, которые вычисляют наступление праздника с точностью до минуты. В году День весеннего равноденствия, наступит 21 марта в 01.45 по московскому времени (20 марта в 22.45 по Гринвичу).

Суть праздника — торжественная встреча весны. Обряды Навруза лишь незначительно варьируются из страны в страну, из области в область. Они связаны с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.

Примерно за две недели на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зелёные ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Ближе к празднику зерно проращивается ещё раз – чтобы стать основой для праздничного блюда.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В среду радости (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы (ферешта). Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги.

По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего перерождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву син ( с ): семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке — монета серке — уксус сир — чеснок сумах — специя саману (у других народов сумалак) — блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы санджед — ягода лоха сабзе — зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы (сомарэк).

Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепёшки, чашу с водой, на которой должен плавать зелёный лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца.

В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения.

В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману), которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак — это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халисы) – мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения (в городах — соседки по дому) и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье.

Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным.

В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай в дни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы – праздничной долей. Соседям и друзьям отсылался поднос с праздничными угощениями, который возвращался также с угощениями.

Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки.

В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины. Полагалась на Навруз лучшим образом кормить домашних животных, благим делом была посадка любых деревьев, особенно каштана, инжира и шелковицы. Принято посещать больных и одиноких.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Эта традиция сохранилась в Иране, где из 13 дней первые пять посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда-бедар ( Тринадцатое вне дома ).

В тринадцатый день наступившего нового года люди покидают свои дома и выезжают за город, либо собираются в парках, садах, где продолжается праздник. Они проводят этот день вне дома, чтобы не навлечь беды в дом. Такое поверье осталось с древности и связано с числом тринадцать.

Во время этих своеобразных пикников едят сладости, шербет – чтобы год был сладким, счастливым.

Наряду с традиционными ритуалами в настоящее время получили признание такие обрядово-праздничные мероприятия Навруза, как фестивали, конкурсы, массовые шествия, спортивные игры и т.д.

Срочно

В Душанбе сегодня проходит праздник меда и дыни. Он продлится до шести часов вечера на территории столичных рынков - «Шохмансур, «Саховат», «Караболо» и «Дехкон».

Мы побывали на рынке «Шохмансур» и ознакомились с ценами на представленную на ярмарку продукцию. Так, стоимость дыни колеблется от 5 до 12 сомони в зависимости от веса. Цена меда - от 20 до 45 сомони за килограмм.

На ямарке свою продукцию представили дехкане и пчеловоды Вахдата, районов Рудаки, Варзоб, Гисар, Шахринав, Тавилдара и Турсунзода.

Традиционно, во время этого праздника по ценам ниже рыночных также представлены другие виды сельхозпродукции.

В прошлом году на празднике дыни и меда в Душанбе было представлено свыше 115 тонн меда и более 187 тонн дыни различных сортов. Также были выставлены на продажу другие виды сельхозпродукции общим весом 230 тонн.

НАВРУЗ – ДРЕВНИЙ ПРАЗДНИК ВОСТОЧНЫХ НАРОДОВ

Душанбе, 21 марта. ( НИАТ Ховар , Мархабо Зунунова). - Навруз является традиционным праздником у иранских, кавказских и тюркских народов, дошедшим до нас из глубины веков. Название Навруз в переводе с персидского языка означает новый день . О Наврузе, истории его появления, времени празднования созданы произведения великих персоязычных учёных и поэтов Абдулкасыма Фирдавси, Абурайхона Беруни, Омара Хайяма, Садриддина Айни и других.

Считается, что Навруз первым начал праздновать легендарный иранский шах Джамшед (период правления Ахеменидов (VI-IV века до н.э.), о котором говорится в древней поэме Шахнаме Абдулкасыма Фирдавси.

Как следует из самого названия праздника, Навруз совпадает с первым днем древнеиранского месяца Фарвардин , началом месяца Хамал (Овен) по солнечному календарю хиджры и соответствует 21 марта по григорианскому календарю (новый стиль). В древние века Навруз праздновали, начиная с 21 марта (по новому стилю) от 6 до 13 дней. Эта традиция сохранилась в сегодняшнем Иране, где торжества продолжаются 13 дней.

Сегодня Навруз празднуют, начиная с 21 марта, народы Ближнего Востока, Передней и Центральной Азии, Ирана, Афганистана, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана, Индии и Китая

Много в традиционных обрядах Навруз символизирует не столько древние культы, сколько наступление весны. Согласно зороастрийским канонам, непременный атрибут праздника – это связка цветущих веточек дерева, чаще всего ивы.

По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны тщательно убирать в домах и вокруг.

Во всех регионах республики Навруз встречают с праздничным настроением. С раннего утра раздаются звуки карнаев, сурнаев и флейт, которые зазывают народ на праздник.

Юноши и девушки декламируют лирические двустишия и четверостишия. Празднование Навруза невозможно представить без скачек, национальной борьбы, стрельбы из лука, армреслинга, перетягивания каната, петушиных боев, запуска голубей.

Всадники, приехавшие из различных уголков страны, устраивают козлодрание, считающееся на Востоке одним из любимых видов спортивных игр и состязаний. Знаменитые борцы из Таджикистана и соседних республик организуют соревнования по национальной борьбе – гуштингири .

В сельских районах Таджикистана дети и подростки отправляются на холмы и в горы, собирают подснежники и с песнями раздают их по домам в своих кварталах, как бы разнося весть о приходе весны. Эту традицию в народе называют гулгардони . Хозяйки, принимая из рук ребят весенние цветы, прикладывают их к глазам и благодарят Бога за то, что дожили до весны.

Как правило, у персоязычных народов в Навруз бытует обряд хафт син или хафт шин : на праздничном дастархане должны быть семь предметов, чьи названия начинаются на соответствующую букву арабского алфавита, таджикские названия которых начинаются на арабские буквы син и шин . В их числе: суманак, сумот, самбуса (пирожки), сабзи (морковь), санджид, себ (яблоко) и другие. Кроме того, на стол ставят семь видов сладостей. В центре главной комнаты празднества устанавливают свечу-символ света и счастья, а также зеленую траву, как признак радости и веселья народа.

Но, главным атрибутом Навруза является суманак , блюдо из проросшей пшеницы, муки и масла, которое обычно готовят женщины. Важным моментом в этой традиции таджиков является сохранившийся с древних времен обычай: вокруг котла с суманаком собираются семья, родные, соседи. Все, поочередно помешивая специальной шумовкой содержимое котла, поют песни, танцуют чаще всего, всю ночь до начала нового дня. Утром суманак делят поровну между всеми участниками ритуала, угощая яством стар и млад. Пробуя ритуальное праздничное угощение суманак люди, как правило, загадывают самые заветные желания.

В нашей стране Навруз широко отмечается во всех регионах - Согде и Хатлоне, Гисаре и Раште, Бадахшане и столице Таджикистана - городе Душанбе. Как и любой новый год, Навруз принято встречать за богатым дастарханом и в новой одежде. Накануне праздника стараются расплатиться со всеми долгами и, самое главное, простить обиды - все зло и неприятности следует оставлять в старом году.

И самое главное, это праздник, который практически везде считают праздником, прежде всего, весны и молодости, надежд и обновления природы

Напомним, что 19 февраля 2010 года на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках п. 49 повестки дня Культура мира была принята резолюция, озаглавленная Международный день Навруза . Проект данной резолюции был подготовлен и представлен Генассамблее ООН делегацией Таджикистана совместно с делегациями Азербайджана, Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Ирана, Туркменистана и Турции.

Признание Генассамблеей ООН 21 марта в качестве Международного дня Навруз внесет достойный вклад в укрепление взаимопонимания, взаимоуважения, мира и согласия между народами.

Источники: http://ria.ru/spravka/0321/1053494839.html, http://news.tj/ru/news/v-dushanbe-prokhodit-prazdnik-meda-i-dyni, http://khovar.tj/rus/archive/27316-navruz-drevniy-prazdnik-vostochnyh-narodov.html

Категория: Справочник | Добавил: dushanbe-37 (10.07.2015)
Просмотров: 1030 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar