MENU
Главная » Статьи » Что Где Когда

Высоцкий Душанбе Клиническая Смерть
высоцкий душанбе клиническая смерть

Отзыв: Фильм Высоцкий. Спасибо, что живой () - Прекрасный тандем актеров, динамично развивающийся сюжет

Достоинства:

высоцкий показан как человек

Недостатки:

фильм лишь о частичке жизни

Недавно посмотрела фильм «Высоцкий». Скажу так, фильмы – биографии я в принципе не люблю и стараюсь смотреть лишь изредка. Но этот фильм мне понравился, хотя надо сразу отметить, что ожидала я от просмотра большего. Фильм много рекламировали, и мне показалось, что это рассказ о жизни замечательного барда, актера и просто самобытной личности. На самом деле данное кино рассказывает о нескольких днях жизни Высоцкого летом 1979 г. за год до его кончины. Фильм наполнен любовной лирикой, присутствует детективная линия, звучат песни в исполнении великого барда.

Весь сюжет закручен вокруг концертов Высоцкого в Средней Азии, а именно, в Душанбе. Испытывая ужасные боли, актер и бард «сидел» на морфине. Но случилось так, что Высоцкий остался без препарата. И вот последняя его любовь 19-летняя Татьяна Ивлева везет этот запрещенный препарат через полстраны.

За ней, впрочем, как и за Высоцким давно наблюдают агенты КГБ. Власти мечтают воздействовать на актера через юную пассию. Его подозревают в «левых» деньгах за концерты и мечтают схватить с поличным.

А тут еще ловят Таню, обнаруживая в ее сумке ампулы с морфином, девушку отпускают вместе с наркотиками, но КГБ теперь в «курсе дела». Таня едва успевает на помощь возлюбленному, тому посреди концерта становится плохо, он испытывает жесточайшие боли, но при этом мужественно работает. И вот ему вкололи морфий. Бард ожил. Казалось бы, опасность миновала. Однако уже на следующий день он переживает клиническую смерть. Его уговаривают завершить турне по республикам Средней Азии. Но в аэропорту отказываются продать билет Ивлевой, тем самым пытаясь на Высоцкого воздействовать…

В целом, хороший фильм. Актеры играют прекрасно, сюжет развивается динамично. Посмотрела я его с удовольствием. Буду ли смотреть еще? Честно скажу, не знаю. Но думаю, хотя бы один раз, посмотреть стоит обязательно.

Время использования: 1 раз

Стоимость: 180 руб.

впервые статья - под названием Высоцкий в Узбекистане -

опубликована на этом сайте 2.03.2004 г. (дополнена 16.04. г.),

первоначальный вариант статьи опубликован в газете Калийщик Солигорска ,

Беларусь, 12.02.1999 г. № 6 (1509), стр.5.

(Copyright © 2004-)

Высоцкий в Средней Азии

О Высоцком пишут все. Пишут актёры, годами выступавшие с ним на таганской сцене, и осветители, однажды видевшие его на съёмочной площадке. Пишут друзья, случайные знакомые и люди, поговорившие с ним пару минут после концерта.

О Высоцком пишут всё. Заинтересованный читатель сможет отыскать в литературе детальные критические разборы его лучших ролей, воспоминания о концертах и гастролях, и подробные рассказы о том, как Высоцкий приехал на выступление нетрезвым. (Последнее обычно оправдывают тем, что из песни, мол, слов не выкинешь, что было, то было. То, что память любимого – вроде бы – поэта предаётся осмеянию, обычно в голову не приходит).

И вот при таком гигантском – утонуть можно – количестве публикаций практически отсутствуют работы, систематизирующие имеющиеся факты пребывания Высоцкого в том или ином регионе Советского Союза.

Долгие годы занимаясь изучением темы Высоцкий за рубежом , автор этих строк даже не задумывался над тем, что гораздо более доступная исследованию тема Высоцкий в СССР фактически представляет собой Terra Incognita.

Высоцкий побывал с концертами и гастролями в тринадцати из пятнадцати бывших советских республик, но до настоящего времени вышли лишь книга Высоцкий и Беларусь , *1 авторы которой В.Киеня и В.Миткевич суммировали всю имевшуюся на тот момент информацию о визитах Высоцкого в их страну, и сборник Владимир Высоцкий. Белорусские страницы , *2 содержащий ряд интересных интервью с людьми, общавшимися с Высоцким в Белоруссии.

В Белоруссии Высоцкий бывал часто, имеющихся материалов действительно хватает на книгу. А вот, к примеру, в Узбекистане он был всего несколько раз. Информация об этих визитах разбросана по различным источникам и большей частью недоступна рядовому любителю. Думается, пришла пора собрать все факты воедино.

Сентябрь 1973 года. Таганка отправилась на свои вторые гастроли за пределы России – в Узбекистан и Казахстан.

Теперь Таганка той поры окружена легендами. У читателя, далёкого от театральной жизни 60-70-х гг. после прочтения многочисленных публикаций о театре Юрия Любимова непременно сложится мнение, что на таганские спектакли зритель ломился, сметая на своём пути заборы и конную милицию.

Между тем, так было далеко не везде. В иных городах случались конфузы. Известный таганский актёр А.Васильев рассказывал, например, о выезде театра со спектаклем Добрый человек из Сезуана в Тулу. Было это в 1966 году. В Москве спектакль произвёл эффект разорвавшейся бомбы, билеты на него брались с боем. В Туле же после первого действия зал опустел. Чуждые российскому зрителю традиции брехтовского театра попросту не могли быть понятны там, где и с отечественной драматургией мало кто знаком.

Насколько успешно прошли спектакли Таганки в Узбекистане, трудно сказать что-то определённое. (Спектакли проходили на сцене концертного зала им. Свердлова, расположенного на улице Правды Востока.) Автору этих строк известны шесть статей из узбекской прессы, посвящённые гастролям московского театра, однако только в двух из них говорится именно о спектаклях – Пугачёве и Десяти днях, которые потрясли мир . Материала для аргументированного вывода явно недостаточно.

Иное дело – выступления таганцев с концертами, куда включались и отрывки из спектаклей. Никакой драматургии, только музыкальные номера – такие концерты публика воспринимала с удовольствием. Можно же себе представить, что жители колхоза Политотдел и совхоза Огонёк , городов Навои и Чирчик культурными развлечениями избалованы не были. Тепло принимали всех артистов Таганки , но лучший приём, как, впрочем, бывало всегда, достался Высоцкому.

Больше всего аплодисментов досталось Владимиру Высоцкому. Тепло были приняты лирические и шуточные песни. Все они были исполнены с душой, с большим мастерством , – отметила газета Социалистический Чирчик 20 сентября 1973 года.

Выступал Высоцкий в Узбекистане и с сольными концертами. Как и везде, зрители готовы были слушать его часам. На сохранившейся фонограмме слышно, как Высоцкий сначала пытался отшучиваться и заметил не желавшим отпускать его слушателям: А как же насчёт работы? (Дело происходило на одном из ташкентских предприятий во время обеденного перерыва). Овация, однако, не прекращалась, и тогда Высоцкий сказал, что он ещё должен играть спектакль, а потом ехать в Театральный институт. А ночью надо что-то с радио делать , – закончил он.

Это очень любопытная информация. О выступлении (или интервью) Высоцкого по ташкентскому радио ничего не известно. Может быть, кто-то из читателей располагает такой информацией?

В.Смехову запомнилось, что Высоцкий смешно пародировал восточную речь, прибавляя к русским словам что-то вроде мбрамбам , и в Узбекистане заявлял примерно так: Бибомба-рамбам! Мы, Таган-барам-бам-гастрольбам Ташкентабамбарам! Зрителбам-добрым-барам и вкусным-бам-гостеприимным-бам-шашлык-барам-бам-вот!

Когда прощались с Ташкентом, после серьёзных и благодарных слов, я шёпотом предложил Володе, и он отлично исполнил: заявил коллегам, что, слава Аллаху, наш гастроль-бамбарам прошёл с большим узбехом! . *3

Насчёт большого узбеха , повторю, не знаю, но, как сообщила газета Индустриальный Навои от 25 сентября 1973 года, главный режиссёр Таганки Ю.Любимов и группа ведущих актёров была награждена Почётными грамотами Президиума Верховного Совета УзССР за успешное проведение гастролей, сыгравших важную роль в эстетическом воспитании трудящихся республики .

Эту грамоту, – высшую благодарность, которой удостоился Высоцкий от родной страны, – Н.М.Высоцкая, мать поэта, позднее передала на временное хранение московскому музею революции.

Следующий приезд Высоцкого в Узбекистан состоялся, вероятно, в сентябре 1976 года (дата нуждается в уточнении), когда он участвовал в нескольких сборных концертах (по некоторым данным, были и сольные выступления). Компания подобралась солидная – все звёзды советской эстрады.

Как известно, на эстраде начинать и заканчивать концерт – дело весьма престижное. Поскольку среди выступавших наиболее титулованным был Полад Бюль-Бюль-Оглы, он настоял на том, что будет выступать последним.

Работаем первый день, – рассказывал администратор Высоцкого В.Гольдман, – Полад заканчивает после Володи: моментально полупустой зал. Он кричал: Если вы меня не уважаете, уважайте хоть людей, которые хотят послушать. . Но люди всё равно уходили . *4

Зрители Ташкента, как и зрители всей страны, судили по гамбургскому счёту . Работать после Высоцкого не смог бы никто. Певец-лауреат смирился, и в дальнейшем концерты заканчивал Высоцкий.

25 июля 1990 г. газета Комсомолец Узбекистана поместила в числе прочих воспоминаний о пребывании Высоцкого в Узбекистане, короткий рассказ В.Патрина, работавшего в сентябре 1976 года в городе Газли.

И вот туда-то приехал с гастролями В.Высоцкий. Мы. рискнули его пригласить к себе. Владимир сразу же согласился. И вообще сказал, что любит петь в узком кругу, среди простых людей, где его больше всего понимают .

Далее Патрин рассказывает, что в рабочий вагончик Высоцкий приходил трижды, записывать почти ничего не разрешал, но пел много, в том числе, и незаконченные на тот момент песни. Например, такую: Хрум, хрум. // Скрипят скропоря. // Идём мы// Втихаря. // Кругом –// Ночь да луна. // О!// Как хочем вина!

В этих воспоминаниях вызывает недоверие почти всё, за исключением, может быть, самого факта приезда Высоцкого в Газли. К описываемому времени он был так замучен собственной популярностью, что вынужден быть в буквальном смысле прятаться от поклонников. Выступать (да ещё три раза!) у незнакомых людей, когда нет отбоя от знакомых, согласимся, весьма странно.

Вызывал сомнения и приводимый текст. И это написал поэт, уже создавший Баньку по-белому , Песню про случай , Купола . Такой примитив мог выйти из-под его пера разве что на самой заре творчества. Позднее я узнал, что песня эта написана В.Шандриковым, омским бардом, известным в 1970-1980 гг. своими стилизациями под блатные песни.

Не исключено, что в тот приезд в Узбекистан Высоцкий выступал также в Чирчике. Информация об этом содержится в рассказе А.Карпенко Ночные посиделки с Высоцким , опубликованном на сайте ArtOfWar *5. О своей встрече с Высоцким перед его концертом в городском Дворце культуры автору рассказал офицер – бывший курсант Киевского высшего общевойскового командного училища.

Я связался с писателем и попросил его помочь мне установить контакт с тем офицером. А.Карпенко позвонил ему, но тот, к сожалению, беседовать со мной о Высоцком не захотел. Правда уточнил дату: по его мнению, с Высоцким в Чирчике он разговаривал в 1977-1978 гг. Высоцкий в Узбекистане действительно был в 1977 г. (об этом чуть ниже), но прилетал туда всего на одно выступление, и вряд ли из Ташкента переезжал в Чирчик. Таким образом, можно предположить, что концерт в Чирчике – если он действительно состоялся – был в 1976-м.

О концерте, состоявшемся в октябре 1977 г. рассказывает музыкант З.Шершер (Туманов):

Концерт организовывало узбекское ЦК партии. Какой-то план они там выполнили. Они организовали этот концерт во Дворце спорта, вмещающем десять тысяч человек. Я тогда работал с оркестром Бюль-Бюль Оглы. Мы были на гастролях в Краснодаре и нас сорвали с гастролей и отправили туда. Когда мы приехали, то поражены просто были, потому что туда собрали и ансамбль Берёзку , и Муслима Магомаева, и Карцева с Ильченко. В общем, все лучшие силы.

Пригласили туда и Высоцкого. Он сам удивился, когда увидел афишу. Такая огромная афиша и где-то внизу малюсенькая полосочка, просто напечатано было: Владимир Высоцкий . Я уверен, что стадион этот забит был до отказа благодаря Высоцкому.

Рашидов со своей свитой восседал в ложе. Это всё так срочно делалось, что не успели даже разморозить лёд во Дворце спорта, нам построили сцену прямо на льду.

В связи с тем, что нас согнали внезапно, то все запаздывали, ехали-то все из разных мест. Концерт задерживался на два часа. Нас всех по очереди просили выходить и успокаивать публику. А как успокоить десять тысяч человек. (Согласно анонсу в газете Вечерний Ташкент от 17 и 20 октября 1977 г. концерт прошёл 20 октября, – М.Ц.).

А потом вышел Высоцкий. Подошёл к микрофону. И обратился к залу. Он обратился как-то неформально. Что-то, вроде: Чуваки! Мы такие же люди, как и вы. И у нас те же трудности. Например, транспорт. Не все успели подъехать, но артисты стремятся к вам настолько же, насколько вы хотите их увидеть. Я знаю, что очень тяжело сидеть в этом холоде, но давайте наберёмся терпения . И стало тихо-тихо в зале.

Перед концертом я ему настраивал гитару. Мы были с ним знакомы раньше, он меня попросил это сделать. Я минут двадцать настраивал эту гитару, а потом он взял её и начал струны подспускать. Я говорю: Я старался, а ты что ж делаешь? Он говорит: Не обижайся, Зиновий. Я хочу, чтоб она гудела .

Я потом понял этот эффект. Высоцкий закрывал концерт и выступил просто на ура . В тот раз ему разрешили спеть девять песен, он их исполнил великолепно . *6

Иначе запомнились те концерты присутствовавшему на них ташкентцу В.Фетисову.

Я присутствовал на двух концертах в октябре 77-го, – писал он мне, – а всего их было четыре, по два в день: один – днём, другой – вечером. Должен сказать, что это были обычные сборные концерты. Никакого отношения ЦК Узбекистана к ним не имело, и Рашидова там не было. Если бы эти концерты организовывало высшее руководство республики, они бы прошли на куда более престижной площадке – либо в театре Навои, либо во Дворце Искусств. Там проходили самые значимые культурные события, например, Дни России в Узбекистане и т.п. А Дворец спорта Юбилейный , к тому же, был с плохой акустикой.

Я был как раз на том концерте, который задержался почти на два часа. Примерно через полчаса зал стал свистеть и шуметь, требуя начала концерта. В это время только начали выносить аппаратуру. Через час ледовый дворец уже ревел так, как будто шёл хоккейный матч. Появился конферансье, очень полный человек, по фамилии, кажется, Лапин (он иногда играл в кино в эпизодах), и попытался успокоить зал, ссылаясь на какие-то объективные причины. Зал не успокаивался. Тогда он сказал: Если вы не успокоитесь, мы вообще не начнём . В это время я посмотрел налево (я сидел на боковой трибуне) и увидел, что в том месте, откуда артисты должны выходить (вернее, взбегать) на сцену, стоят несколько человек и среди них – Высоцкий. При последних словах ведущего он повернулся к кому-то, и что-то стал возмущённо говорить. Лапин ушёл под свист, и Высоцкий выбежал к микрофону. Как только зал его увидел, раздались такие аплодисменты, каких я никогда не слышал. Он сказал: Товарищи, извините, но мы задержались по независящим от нас причинам. Приношу извинения и обещаю, что мы отработаем, столько, сколько положено . Опять гром аплодисментов и дальше всё шло нормально.

Магомаева и Берёзки не было. Карцев с Ильченко и Полад Бюль-Бюль Оглы были. Про Карцева и Ильченко Высоцкий очень тепло говорил и спел песню, которую, как он сказал, посвятил им, это Всем делам моим на суше вопреки . Он их назвал настоящими моряками.

Про Бюль-Бюль Оглы – правда. Он выступал после Высоцкого последним, и как только начал петь, многие стали уходить (в том числе, и я). Он остановил песню где-то на середине и сказал, что пусть, кому не интересно, уйдут, он подождёт.

Из тех песен, что Высоцкий тогда исполнил, помню Тот, который не стрелял , Горное эхо , Козёл отпущения , Про Кука , Я вышел ростом и лицом , Чёрные бушлаты , Братские могилы (с неё он начал). Пел он при полностью включённом свете. Сказал, что хочет видеть лица людей . *7

Альманах Мир Высоцкого как-то упомянул, что в фонды ГКЦМ Высоцкого поступили билеты на его концерт в Ташкенте в октябре 1977 г. . *8 Очевидно, речь идёт о выступлении в ДК ТТЗ, фонограмма которого известна коллекционерам.

Снова в Ташкент Высоцкий приехал в середине марта 1979 г. и давал 17, 18 и 19 марта по три концерта в день во Дворце спорта Юбилейный . Об одном из этих концертов вспоминает присутствовавший на нём М.Узланер.

Концерт состоял из двух отделений. В первом отделении выступал В.Высоцкий, во втором - популярная группа Красные маки . Артист сразу же с разгону начал петь песню, с которой он обычно начинал все свои выступления. Песня называлась На братских могилах . Я как полупрофессиональный гитарист сразу заметил, что гитара у Высоцкого была, мягко говоря, не лучшего качества и звучания. К тому же она была немного расстроена, а струны уже очень давно не менялись. Сколько бы раз Высоцкий не подтягивал струны в перерывах между песнями, звучание гитары ему улучшить не удалось.

Но всё восполнял его необычайный голос и какая-то непонятная харизма. Своей энергетикой он буквально наэлектризовывал зрителей, даже когда не пел свои песни, а просто рассказывал о Театре на Таганке. Он много рассказывал о своём творчестве, театральных постановках, в которых участвовал, и насколько популярен был театр, в котором он работал.

Самое интересное началось во втором отделении. На сцену вышел популярный ансамбль Красные маки . Ансамбль поражал количеством участников. Четырём певцам, уткнувшим свои рты в микрофоны, помогал целый оркестр. Но после исполнения первой песни, зрители стали подниматься со своих мест и идти к выходу. После второй песни уже многотысячная аудитория уныло покидала зал. *9

Последние гастроли Высоцкого в Узбекистане состоялись за год до смерти, в июле 1979-го. Сейчас бессмысленно об этом говорить, но, может быть, если бы не та поездка, Высоцкий мог бы прожить немного подольше.

О том турне, во время которого Высоцкий перенёс клиническую смерть, написано, пожалуй, больше, чем о любых других его гастролях. В том числе, и немало ерунды. Писалось, например, что он упал бездыханным на сцене во время концерта, что перед выступлениями ему делали обезболивающие уколы в горло и т.д. Подобные вещи, вероятно, не стоило бы опровергать, если бы периодически они не всплывали в очередных публикациях.

Знавший Высоцкого В.Повереннов, инженер из Узбекистана, однажды заявил следующее: Перед каждым концертом Толя Федотов (врач, ездивший с Высоцким на те гастроли, – М.Ц.) делал ему обезболивающие уколы прямо в горло. Володя выходил на сцену с иглами в шее, так и вёл концерт. . *10

Ну, что тут скажешь? Такого рода анестезию сделать, конечно, можно, но отёк распространится на голосовые связки. Тут не только петь – сипеть невозможно (те, кому делали тонзиллэктомию, меня поймут).

Возможно, виноват журналист, недостаточно точно передавший слова В.Повереннова, но в иглы в горле мне, конечно, не верилось. Ясность внесла З.Халилова, побывавшая на многих концертах Высоцкого в Зарафшане. Как она припомнила в разговоре со мной, иглы Высоцкому действительно вводили, но это были специальные очень тонкие иглы для акупунктуры – древнего китайского метода лечения. Вводились они не в горло, а в шею. С такими иглами петь, конечно, было можно.

Гастроли в Узбекистане – одна из самых известных страниц в жизни Высоцкого. Даже создатели фильма Высоцкий. Спасибо, что живой взяли для сценария эпизод именно этих гастролей. Связано это с широко распространённой легендой о том, что у Высоцкого была клиническая смерть, да не когда-нибудь, а именно 25 июля, то есть ровно за год до смерти. Об этом случае рассказали все, кто был рядом с Высоцким в тот день.

Администратор В.Гольдман: Первый раз Володя умер в 6 часов утра, 25 июля 1979 года, в Бухаре. Он гастролировал в Средней Азии. В Навои, Зарафшане, Учкудуке, Бухаре. В самое пекло. Условия гастролей были жёсткими, Володя обязан был давать пять – ПЯТЬ – концертов в день. Причём, последние три – на открытой площадке, когда дует страшный афганец , когда песок забивает рот.

Отработали Учкудук. Отработали Зарафшан. В Зарафшане Володе стало плохо. Кое-как отрабатываем Навои. Ночью – а передвигались мы только ночами – приезжаем в Бухару. Ранним утром Володя, которому вроде бы полегчало, ушёл на базар, вернулся довольный, весёлый. Помню, рассказывал, каким пловом угощали его на бухарском базаре. Потом зашёл в номер.

И почти тут же я услышал жуткий крик. Мы вбежали в номер. Высоцкий умер . *11

Врач А.Федотов: Остановилось дыхание, на сонной артерии нет пульсации. И уже полное отсутствие сердечной деятельности.

У меня был кофеин – ввёл прямо в сердце. И стал делать искусственное дыхание: изо рта в рот. Севе (Абдулову, – М.Ц.) показал, как делать массаж сердца. И, видимо сердечная мышца возбудилась, – сердце заработало. И минут через пять смотрю – стали появляться самостоятельные дыхательные движения. . *12

Администратор В.Янклович: Восстанавливаемость – просто колоссальная! После остановки сердца в Бухаре отправили его в Москву, сами прилетели через день. Володя – подтянутый, спортивный – встречает меня в аэропорту . *13

Обратим внимание на дату в воспоминаниях В.Гольдмана – 25 июля. Надо сказать, что это дата встречается в очень многих публикациях, плотно укоренилась в сознании массового читателя, но. она неверна.

Московский высоцковед Л.Черняк беседовал с Ю.Тыриным, автором многих весьма интересных работ по текстологии произведений Высоцкого. Ю.Тырин в 1979 г. работал в Учкудуке и, кстати, присутствовал на выступлениях Высоцкого в этом городе 21 июля 1979 г.

По данным Ю.Тырина, концерты Высоцкого в Навои состоялись 27 июля, следовательно, в Бухаре он мог быть не ранее 28 числа. В день клинической смерти Высоцкий уже не выступал и сразу улетел в Москву.

По данным другого московского высоцковеда, И.Рогового, из квартиры Высоцкого 29 июля был сделан звонок в Бухару. Таким образом, анализ имеющейся информации неопровержимо доказывает, что описываемые события происходили 28 июля 1979 г.

Но была ли клиническая смерть? На мой взгляд, это был обычный обморок, потому Высоцкий и пришёл в себя так быстро. Отсылаю читателя к моей работе Смерть, которой не было . в которой я разбираю этот случай с врачебной точки зрения.

До Самарканда, где предполагалось заканчивать гастроли, Высоцкий не доехал. Однако именно в этом городе в конце 80-х годов одна из улиц стала носить его имя. Такое решение принял городской Совет по ходатайству клуба самодеятельной песни, носящего имя советского певца, поэта и актёра . *14 Трудно в это поверить, но говорят, что улицу до сих пор не переименовали, несмотря на поспешность, с которой местные власти избавлялись от всего русского.

Об истории появления в городе улицы Высоцкого рассказал мне президент клуба самодеятельной песни Память , действовавшего в Самарканде в 1987-1992 гг. Сергей Кирюхин. По его словам, 20 ноября 1987 года он отправил в горисполком просьбу рассмотреть возможность присвоения имени Высоцкого одной из улиц города. Просьба была удовлетворена весной 1988-го.

А получилось так, – сказал мне Сергей Владимирович в телефонном разговоре 27 июня г. – В Самарканде была улица Рабочая в районе железнодорожного вокзала. В суперпосёлке (посёлке суперфосфатного химического завода, – М.Ц.), когда он ещё административно не входил в городскую черту, тоже была улица Рабочая. Таким образом, когда суперпосёлок стал частью города, получились две улицы с одним названием. Вот так и удовлетворили мою просьбу. Честно говоря, я и сам не ожидал .

И это не единственная улица Высоцкого в Узбекистане! Как сообщил мне живущий в Ташкенте Р.Назаров (он – автор очень интересного исследования Национальный вопрос в жизни и творчестве Владимира Высоцкого , опубликованного тульским журналом Горизонт в сентябре 2004 г. в 52-м номере), такая улица была и в Ташкенте – в Юнусабадском (бывшем Кировском) районе города. Впрочем, теперь она переименована и носит имя Махмуда Мирзаева.

Не знаю, спасёт ли красота мир, но в том, что поэзия может сблизить людей куда лучше, чем самые трескучие речи, сомневаться не приходится. Как нет сомнений и в том, что произведения национальных культур становятся, – если они того стоят, – достоянием всего мира.

Пример тому – очень необычная работа молодого узбекского композитора А.Халмурзаева Содом и Гоморра ХХI . Жанр этого произведения определить непросто, сам автор называет его прогрессивная симфоническая поэма . В музыку органично вплетены песни в исполнении давно ушедших из жизни М.Монро, Э.Пресли, В.Высоцкого.

Постановка Содома и Гоморры осуществлена в Ташкенте в 2001 году на сцене Молодёжного узбекского театра, а в 2002 году компакт-диск с записью музыки этого спектакля вышел во Франции.

25-ю годовщину со дня смерти Высоцкого отмечали, конечно, не только в России. Прошёл вечер памяти поэта и в узбекском городе Андижане. На вечере выступили андижанские поэты Шухрат Ганиев и Лариса Капустина. А Шухрат Атабаев мастерски исполнил известные песни барда . *15

О посещении Высоцким двух других среднеазиатских республик известно очень мало. За долгие годы мне удалось встретить лишь две публикации, пусть не целиком, но хоть частично относящихся к рассматриваемой теме.

Альпинист В.Цанунин рассказал белорусскому журналисту В.Яговзику о двух своих встречах с Владимиром Высоцким: одна из них состоялась летом 1974 г. в альплагере на Эльбрусе, другая – через год в Туркмении.

Следующим летом (т.е. летом 1975 г. – М.Ц.) нас понесло в археологическую экспедицию аж в Туркмению. Работали в Каракумах на раскопках города Ашаш, когда-то завоёванного Тимуром Тамерланом. Случайно узнаём из газеты: в Ашхабад с концертом приехал Высоцкий. Большая часть нашей экспедиции поднималась вместе с ним на Эльбрус. Слава Богу, среди нас был Сашка Синарский, уже покойный. Ребята, – говорит он. – Отпустите на день! Хоть зубами, но билеты вырву .

Сашка не был бы Сашкой – пробился-таки к самому Высоцкому. И наш гонец вернулся на раскопки с 54 билетами в кармане.

Тот ашхабадский концерт состоял из двух отделений. В первом отделении прозвучали, так сказать, патриотические песни – Сыновья уходят в бой , Он не вернулся из боя . Второе составили песни о любви. А в конце выступления Высоцкий вдруг сказал: В заключение – песни для моих друзей. Ребята, я прошу вас подняться, – я пою для каждого из вас . И он начал называть нас по именам и фамилиям. Что там говорить – такое внимание до слёз взволновало нас . *16

Мне уже приходилось говорить, что в воспоминаниях о Высоцком порой очень трудно отличить правду от легенды, поэтому так высока цена подтверждения информации с помощью другого источника. В данном случае я имею косвенное подтверждение того, что летом 1975 года Высоцкий действительно был в Средней Азии. О его концерте в столице Таджикистана Душанбе рассказал журналист Р.Гайворонский.

Было лето 1975 г. когда от жары плавился даже асфальт. В июне душанбинцы, наверно, думают больше не о работе, а о предстоящих отпусках, отдыхе в горах или у речки Душанбинки. И вот в июне здесь проходили Дни Франции в Таджикистане, и в составе французской делегации была Марина Влади. Увидев её в кинотеатре, я поразился – на улице никто бы и не догадался, что это знаменитая кинозвезда, мировая знаменитость, потому что одевалась она очень просто и легко. А по Душанбе ползли слухи, что приехал Высоцкий, и кое-кто уже успел его увидеть.

В один жаркий июньский день я сидел в институте, изнывая от жары, и вот раздался телефонный звонок. Звонила моя хорошая знакомая Ира из института геологии: Ты свободен? – А что? – Бросай все дела и срочно иди к нам. Я тебя встречу возле входа . Заинтригованный, я отпросился у шефа в библиотеку и прошёл два квартала до института геологии. Она провела меня в актовый зал и шепнула по дороге: Высоцкий сейчас петь будет. Такого сюрприза я не ожидал. Поблагодарив Иру, уселся у окна и превратился в ожидание.

Начал собираться народ – в основном, сотрудники института. И вот входит Высоцкий – с гитарой, в джинсах, футболке и сандалиях. Переждав бурный приём, он уселся перед микрофоном, настроил инструмент и начал петь. Концерт продолжался три часа, а певец пел и пел, и только иногда пил минеральную воду – жарко было. Тогда он исполнил практически все свои известные песни, звучавшие совсем по-другому, а заодно и новые, которые он написал, например, к фильму Интервенция . Но картину пришлось увидеть много лет спустя, потому что она долго лежала на полке . Поразило, что Высоцкий знал многих своих слушателей по именам и часто обращался прямо к ним, например:

– Саша, помнишь, как тебе на леднике Федченко понравилась эта песня? – и т. д.

После концерта я подошёл к нему и попросил сказать несколько слов для газеты, на что он ответил: Старик, неудобно, никто в Москве не должен знать, что я в Душанбе, я здесь нелегально, как муж Марины Влади, но если хочешь, потом напишешь, что здесь очень жарко и живёт много моих друзей. А в следующий приезд поговорим подробнее .

Высоцкий извинился, посмотрел на часы и ушёл. *17

Теперь проанализируем имеющуюся информацию. Действительно, в июне 1975 г. в Таджикистане проходили Дни французского кино, где в числе приглашённых была и М.Влади. Об этом высоцковеду В.Тучину сообщила в письме душанбинка М.Пулатова. Правда, она добавила: Мы были на открытии дней Франции в Душанбе (это, наверное, июнь 1975 г.), были на открытии выставки графики, на открытии выставки книги – везде была Марина Влади и другие члены делегации, а Высоцкого не было. Потом на банкете по случаю окончания дней Франции Марины Влади уже не было . *18

Значит ли это, что Высоцкого в Душанбе не было вовсе? Я бы так не сказал, поскольку другой респондент В.Тучина, чьё письмо опубликовано под инициалами К.К. сообщил: Он (Высоцкий, – М.Ц.) приехал в Душанбе через два-три дня после открытия у нас Фестиваля (или Дней) французского кино, в котором принимала участие М.Влади . *19

Отсутствие Высоцкого на открытии Дней французского кино вполне объяснимо – и даже не тем, что он не был членом французской делегации, а тем, что в июне 1975 г. он много выступал в театре, в тот год Таганка закончила сезон поздно. Согласно табелю занятости, в июне у Высоцкого было несколько промежутков по три свободных дня: 2-4, 8-10, 22-24 и 26-28, в которые он мог бы вместить полёт в Среднюю Азию.

С вопросом, приезжал ли Высоцкий в Душанбе, я обратился к дочери Д.Расулова, тогдашнего Первого секретаря ЦК Компартии Таджикистана. Насколько я знаю, не приезжал, – ответила мне И.Расулова (по мужу – Тихонова). – Если бы он приезжал, я бы знала . *20

Казалось бы, действительно так – как не знать дочери хозяина республики о визите столь популярного в стране человека? Но. Ведь сказал Высоцкий Р.Гайворонскому, что он в Душанбе инкогнито. И это вполне можно объяснить. У Высоцкого бывали случаи, когда его концерты отменяли ответственные люди . Выступления в Николаеве в сентябре 1969 г. были отменены лично министром культуры СССР Е.Фурцевой, концерты в Кременчуге (в том же июне 1975-го) не состоялись после прямого вмешательства В.Маланчука, секретаря ЦК Компартии Украины. Так что были у Высоцкого все основания держаться в стороне от слишком крупных партийных руководителей.

Через много лет мне удалось познакомиться с ранее неизвестным мне материалом – записью выступления драматурга Э.Володарского, на котором он прямо говорит о приезде Высоцкого в Душанбе, причём знал мемуарист об этом не по слухам – он сам был там вместе с Высоцким.

В Душанбе это было. Поехал он с концертами, выступал, я с ним поехал. и. после одного из концертов. Его вообще одолевали довольно здорово. Часто житья не было: и от звонков, и от желания знакомиться. И нам сказали, что нужно поехать в обком ВЛКСМ, и там его ждут. И он вышел, он шёл к машине, его остановил какой-то парень, стал что-то говорить, и, так, Володя хотел сначала пройти, потом остановился и стал слушать. Словом, они заговорили, стоят, разговаривают. Проходит 10 минут, 15. Там в машине человек, кото-рого послали, уже начинает нервничать, проходит 20 минут. Он подошёл к Володе, говорит: Владимир Семёнович, вас ждут там. Он посмотрел и сказал: Подождут . И продолжает разговаривать с этим парнем. Этот человек, в общем, ничего примечательного из себя, что ли. И он с ним разговаривал почти час. Потом мы сели, я говорю: Что это за парень? Я тебе потом расскажу .

После чего, на следующий день, он не поехал на какой-то завод, а этот парень пришёл в номер, и он ему целый час одному сидел, пел. Парень оказался с довольно тяжёлой судьбой. Он отсидел в тюрьме, вернулся, и только устроился на работу, и, в общем, у него нелады дома, и, так сказать такая. Такой парнишка, в общем, как-то. И вот он ему одному час пел и разговаривал с ним. Причём с колоссальным уважением к его. Он его спрашивал: Тебе вот эта песня нравится? Тот начинал говорить своё мнение, что вот, там не очень нравится. И Володя. Причём неподдельно это было, понимаете, это было с полным вниманием и уважением к тому человеку, с которым он разговаривает. Не то, дескать, что послушаю из вежливости, нет, он начинал обсуждать песню, и почему не нравится, что неправда, может быть. Парень говорит: Нет, не так она берёт, как вот, допустим, эта песня. А почему. В общем, это продолжалось часа полтора, они сидели. Я ушёл поужинать, потом вернулся, они всё сидели, он ему пел, анекдоты они рассказывали, смеялись там, в общем. На завод он не поехал выступать, чем вызвал большое недовольство. *21

Подведём итоги. На мой взгляд, очень важно, что три независимых друг от друга источника дают указание на то, что в июне 1975 года Высоцкий был в Средней Азии, так что факт выступления Высоцкого с концертами в Туркмении и Таджикистане – если и не может считаться полностью доказанным, – то, во всяком случае, может быть принят за рабочую гипотезу.

_______________________________________________

  1. В.Киеня, В.Миткевич. Высоцкий и Беларусь , Гомель, 1996 г. тираж 500 экз.
  2. Владимир Высоцкий. Белорусские страницы , сост. В.Шакало, А.Линкевич, Минск, 1999 г. тираж 500 экз.
  3. В.Смехов. Живой, и только , Москва, 1990 г. стр.88.
  4. Цит. по: Живая жизнь artofwar.ru/k/karpenko_a/text_0320-1.shtml
  5. Цит. по фонограмме беседы 18.02.2004 г.
  6. Цит. по электронному письму от 23.08.2009 г.
  7. Альманах Мир Высоцкого , вып. 3, том 2, Москва, 1999 г. стр. 466.
  8. Узланер М. Выступление В.Высоцкого в Ташкенте samlib.ru/u/alloetokto/wystupleniewwysockogowtashkente.shtml .
  9. Газ. Советская молодёжь , Иркутск, 25.01.1992 г.
  10. Газ. Глобус , Тель-Авив, 8-14.08.1994 г.
  11. Библиотека Ваганта , Москва, 1992 г. № 8, стр.23.
  12. Живая жизнь , Москва, 1988 г. стр.261.
  13. Газ. Правда Востока www.rian.ru/culture/20050726/40973748.html
  14. Цит. по ж. Беларусь , Минск, 1993 г. № 4. Пер. с белорусского А.Гордийчука.
  15. Цит. по газ. Деловая Пенза , 24.07.2002 г.
  16. Цит. по сб. Белорусские страницы , вып. 41, Минск, 2006 г. стр.77.
  17. Там же, стр.76.
  18. Цит. по фонограмме беседы от 21.05.2007 г.
  19. Фонограмма выступления Э.Володарского в клубе Восток . Ленинград. 1982 г. 20 января. Цит. по сб. Украинский вестник , Донецк. Сост. В.Яковлев. г. № 39, апрель.

Источники: http://otzovik.com/review_159631.html, http://v-vysotsky.com/statji/2004/Vysotsky_v_Uzbekistane/text.html

Категория: Что Где Когда | Добавил: dushanbe-37 (08.08.2015)
Просмотров: 2246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar